Летом дети особенно много времени проводят на улице, играют, катаются на велосипеде. Именно в этот период они становятся наиболее уязвимыми для злоумышленников. По статистике, 19 детей из 20 уйдут с похитителем, не закричат и не убегут, если их схватит посторонний.
Что же должен знать ребенок о личной безопасности? В младшем возрасте (3-5 лет) малышу необходимо четко объяснить, что есть семья, которая может обнять тебя, угостить сладостями или подарить подарок, а есть посторонние (знакомые, полицейские, прохожие) от которых ни в коем случае нельзя ничего принимать. Ребенок-дошкольник (5-7 лет) должен знать наизусть свой адрес и номера телефонов родителей. Важно научить ребенка, как вести себя, если к нему обращается на улице посторонний человек и что делать, если он потеряется.
Младший школьник (7-10 лет) должен четко знать, как реагировать, если к нему пристают на улице, как отвечать незнакомым людям, и что делать, если его безопасности что-либо угрожает. Подростки старше 10 лет обязаны знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не идти в гости, не есть и не пить ничего, что тебе предлагают. Кроме того, дети этого возраста должны точно понимать опасности, подстерегающие их в сети Интернет, а также быть готовыми к проблемам с агрессивными сверстниками.
Основная сложность для родителей состоит в том, что дети, прекрасно понимая, что опасно, а что нет, не имеют четкого алгоритма поведения. Задача родителей – мягко спросить своего ребенка, как он будет действовать в случае опасности. И, исходя из ответа, ненавязчиво корректировать эти действия.
Расскажите ребенку, что похититель – это не всегда «угрюмый и злой дядька», это может быть и милый дедушка, и молодой человек, и женщина. Ответ ребенка любому постороннему должен быть неизменным: «извините, я с вами не знаком». Донесите до ребенка, что даже если этому человеку и вправду нужна помощь, то он должен обратиться к другому взрослому. Дети постарше могут позвонить вам и посоветоваться, как себя вести. Главное, не осуждайте и не ругайте, ведь доверие между вами – это путь к безопасности.
Обыгрывайте различные ситуации, в которые может попасть ребенок, например, такие просьбы незнакомца, как: «помоги мне достать котенка», «а хочешь, я покажу, что купил своей дочери», «помоги мне донести сумку» и т.п. Только тренировка и практика дают нужный эффект. И пусть ребенок знает, что в минуту опасности все средства хороши, даже если это камень, брошенный в чужое окно, или очень громкий крик.
Рассказывайте поучительные истории: «Одна девочка пошла спасать котенка..», «Одному мальчику предложили заработать три тысячи рублей...». Сюжеты могут быть самыми разными. Но не переусердствуйте – ваша задача уберечь ребенка, а не запугать.